Русская обрядовая игра «А мы просо сеяли» |
Русская обрядовая игра «А мы просо сеяли»
Болонев, 1985 На Красную горку (период трёх праздников: Лельник, Живин день, День всходов) во время обряда происходит символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. Разделившись на две группы – девушки и молодушки. Они становятся в две линии друг против друга и поют «А мы просо сеяли». Линия, поющая очередной куплет, приближается к противоположной, а затем отходит на исходное место. В этом обряде – мотивы труда, любви, обрядовой символики: А мы сечу чистили, чистили. А мы просо сеяли, сеяли. А мы пашню пахали, пахали. (Рыбаков, 1981, 403). Вытаптывание конями проса является завершением всего цикла - обмолотом. В конце песни одна из девушек переходит к молодушкам, и девушки поют: У нас в полку убыло. Ой, дид-ладу, убыло! А молодушки отвечают: У нас в полку прибыло. Ой, дид-ладу, прибыло! (Холодная, 2002, 271). Когда в игре принимают участие парни и девушки, один из парней уводит девушку и ставит рядом с собой. Существует несколько вариантов обряда «А мы просо сеяли», находящихся в зависимости от календарного времени (Живин день, Зеленые святки…), от действий участников и от самих участников. Обряд. Только девушки Жительница села Тарбагатай А.Е. Рупышева (1934 г.) рассказывает: «На Духов день ходили хороводиться, играли «А мы просо сеяли». Игра начинается вечером, на лужайке или берегу реки. Девушки делятся поровну на две партии и встают в линии друг против друга. Начинается песня, и первая линия двигается со слов: «А мы просо сеяли». Вторая линия стоит на месте. Первая линия наступает на вторую и проходит половину пути до второй линии. Заканчивает двигаться со словами «сеяли». На припев: «Ходим ладом, сеяли» двигается обратно. На вторую строфу: «А мы просо вытопчем» вторая линия идет навстречу первой и проделывает тот же путь. И так - до слов: «Отворяйте воротца! Принимайте девицу!», когда одна девушка из первой линии переходит во вторую. После перехода первая линия поет: «В нашем полку убыло». А вторая: «В нашем полку прибыло». Затем все повторяется до тех пор, пока все девушки с одной стороны не перейдут на другую». Слова песни «А мы просо сеяли» таковы: - А мы просо сеяли, сеяли, Ходим ладом, сеяли, сеяли. - А мы просо вытопчем, вытопчем, Ходим ладом, вытопчем, вытопчем. - А чем же вам вытоптать, вытоптать, Ходим ладом, вытоптать, вытоптать? - А мы ее конями, конями, Ходим ладом конями, конями. - А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем, Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем. - А мы коней выкупим, выкупим, Ходим ладом, выкупим, выкупим. - А чем же вам выкупить, выкупить, Ходим ладом, выкупим, выкупим? - А мы дадим сто рублей, сто рублей, Ходим ладом, сто рублей, сто рублей. - Нам не надо тысячу, тысячу, Ходим ладом, тысячу, тысячу. - А чего же вам надобно, надобно, Ходим ладом, надобно, надобно? - А нам надо девицу, девицу, Ходим ладом, девицу, девицу, - А каку ж вам девицу, девицу, Ходим ладом девицу, девицу? - А нам надо Валечку, Валечку, Ходим ладом, Валечку, Валечку. - Она у нас вшивая, вшивая, Ходим ладом, вшивая, вшивая. - А мы ее вычешем, вычешем, Ходи ладом, вычешем, вычешем. - А чем же вам вычесать, вычесать, Ходим ладом, вычесать, вычесать? - А мы ее гребешком, гребешком, Ходим ладом, гребешком, гребешком. - Она у нас дурочка, дурочка, Ходим ладом, дурочка, дурочка. - А мы ее выучим, выучим, Ходим ладом, выучим, выучим. - А чем же вам выучить, выучить, Ходим ладом, выучить, выучить? - А мы ее плеточкой, плеточкой, Ходим ладом, плеточкой, плеточкой. - Открывайте ворота, принимайте девицу! - В нашем полку прибыло, прибыло, Ходим ладом, прибыло, прибыло. - В нашем полку убыло, убыло, Ходим ладом, убыло, убыло. - В нашем полку пиво пьют, пиво пьют, Ходим ладом, пиво пьют, пиво пьют. - В нашем полку слезы льют, слезы льют, Ходим ладом, слезы льют, слезы льют Существует тесная связь весеннего цикла с женским началом: женщина - начинательница земледелия, обладающая ведущей ролью в стимуляции удачной весны (призывы, кормления, очищения и т.д.). В девичьем хороводе происходит «разыгрывание» пробуждения и расцвета растительности. Праздник подчеркивает изоморфизм растения человеку, единоподобие между природой и людьми: рост = достижение зрелости; плодоношение = вступление в брак и т.д. Картина «сеяния-роста» символизирует пору совершеннолетия девушки, правила поведения в этом возрасте, требуемые для нормального созревания, избежание опасностей и благополучный выход замуж. Поэтому в этой игре участвуют девушки брачного возраста. Ритуальная игра имеет два параллельных информационных потока: во-первых, аграрно-магический, связанный с пахотою и севом, призванный содействовать хорошему урожаю; во-вторых, жизненно-испытательный, поскольку на бытовом и мифологическом уровнях сеяние - особый ритуально-символический акт перехода девушек в группу совершеннолетних, начало обучения и испытаний; девушка принимает новый статус, доказывает свою физическую зрелость и потенциальную готовность к браку. Особенностью игры является форма построения и движения: двухрядное или двух линейное. Такое построение, как и круговое, восходит к глубокой древности, оно отображает принадлежность участников игры к двум общественным объединениям: двум родам, двум селам, двум улицам. Игра «А мы просо сеяли» проводится в Духов день, а особое почитание этого праздника связано с уважительным отношением к земле и с аграрно-магическими обрядами. В весенне-летние календарные праздники проводятся боевые игры. Они усиливают плодородие земли, устраиваются для получения более сильного урожая. В это время входу присловия: рыло в крове, брюхо в холе или чем больше бьют, больше в брюхо кладут. В виду важности состязаний, дерутся и старики, и молодежь, и иногда женщины принимают участие в боях. Хотя, женские состязания носят условный характер и служат для усиления плодородия земли и заклинание урожая. Боевые игры также входят в состав тризны - погребальные торжества славян - и носят поминальный характер. Ритуальная борьба символизирует противоборство зимы и лета, доброго начала и злых сил и способствует безопасному переходу покойника в страну предков. При этом, борьба, состязания составляют непременный элемент ритуала отправления к праотцам у разных народов, в том числе у славян. В них не только оказание почестей предкам, души которых ведут неустанную борьбу против сил, препятствующих благополучию их потомков, но и усиление, укрепление их сил: воздаяние им своей кровью. Игра проводится в календарное время – вредоносное и опасное: рожденные в это время люди обречены на несчастливую судьбу, а умершие станут нечистыми духами. В этот период происходит поминовение «нечистых» покойников, которые имели отношения к нечистой силе. Поэтому символическое противостояние в игре призвано отгонять смерть от живых, показывая их жизнеспособность. Так, свадебные обряды украинского народа содержат попытку войти в дом девушки хитростью, потом проникнуть туда силою, символизирующую столкновение с родом невесты. В Малороссии жениха с поездом у ворот невесты встречают молодые парни, вооруженные палками, которые не впускают его в дом невесты. Поезд жениха вступает в драку (носит словесный характер, опускаются оскорбительные шутки или песни-дразнилки), оканчивающуюся переговорами и согласием защитников двора невесты пропустить поезд. Борьба входит в свадебный обряд и устраивается между представителями жениха и невесты – это обряд отделения девушки от семьи и деревни. И в игре «А мы просо сеяли» происходит имитация части свадебного обряда. Также как и во время свадебного обряда происходит изменение состояния невесты и среды ее пребывания (обряд перехода). В игре это перемещение девушки в реальном (физическом) и социальном пространстве и символическое признание ее, а также включение ее в новую группу как полноправного члена (проход девушки сквозь символические ворота «Открывайте ворота, принимайте девицу!». Принципиальное значение в игре имеет направление сеяния - движения, «по» или «против» солнца: начинающий игру и запевающий песню первый ряд всегда двигается по солнцу (с востока на запад), второй ряд против солнца - с запада на восток. Таким образом, первый ряд символизирует положительное пространство, в которое должна перейти девушка после определенных испытаний из отрицательного пространства. Такая оппозиция построения и движения восток-запад соотносится с признаками: хороший-плохой, чистый-нечистый, живой-мертвый, свой-чужой. Поэтому второй ряд в игре составляют девушки-невесты, которые пока являются чужими, принадлежащими к другому роду и к иному миру, мертвыми, нечистыми. Текст песни показывает девушек как чуждых, нечистых: «Она у нас вшивая, вшивая, Она у нас дурочка, дурочка». Чужесть девушки символизирует отклонение от общепринятых норм поведения и угрозу благополучию социума в целом. Поэтому требует исправления. В игре происходит переход девушки из чужой, нечистой стороны, в свою, чистую. Введение нового члена в социум продолжается до тех пор, пока все девушки не перейдут из второго ряда в первый ряд, восстановив, тем самым, нарушенный порядок вещей. В течение игры девушка подвергается различным испытаниям и обучению, так меняется ее статус. В начале игры девушка подвергается испытанию: противостоять попытке порчи конями посеянного проса. Образ коня символизирует преждевременную (т.е. внебрачную) любовную связь. «Нечистую» невесту подвергают ритуальному наказанию, считают ее причиной бед в семье. Но появление коней также и показатель выдачи девушек замуж: коня давали в качестве выкупа за невесту. «А мы коней в плен возьмем» - олицетворяет свадебный обряд. Девушки сопротивляются, пытаясь выкупить коней обратно: происходит консолидация девушек, их противостояние мужскому началу (до агрессивности), воспевается свободное поведение и стремление удержать девственность - до нежелания замужества. Затем происходит преобразование девушки, удаляют ее нечистоту: «вычесывают ее вшей» гребешком. Гребешок выступает как оберег от нечистой силы, порчи и как символ женской доли. Расчесывание волос и заплетение косы символизирует переход невесты в группу женщин и подчинение жениху. Расплетание и расчесывание волос символизируют высвобождение эротической энергии. Распускание волос обычно предшествует свадьбе. По волосам определяют, выйдет ли девушка замуж - волосы у девушки раздваиваются перед замужеством. Также волосы свидетельствуют о достижении зрелости. У белорусов невеста считалась зрелою, если у нее коса до пояса. Девушку учат плеточкой. Удар невесты плеткой является частью свадебной обрядности. Это напоминает невесте о ее полной подчиненности молодому. Кроме этого, бичевание - обряд изгнания демона зла, нечистоты. Итог обрядовой игры - девушка благополучно проходит все испытания совершеннолетия, она приобретает новый половозрастной и социальный статус и вступает в брак. Концовка текста песни символизирует свадьбу: «В нашем полку пиво пьют, В нашем полку слезы льют». Пиво – прямая связь со свадебной обрядностью. Во-первых, пиво как хмельной напиток приготавливалось к дням, строго определенным традицией: к праздникам и важным событиям в жизни семьи (свадьба, похороны, частью свадебных приготовлений (сборная неделя) является варка пива). Во-вторых, варить пиво и пить его означает биться на свадебном пиру. Плач невесты - необходимый элемент свадебного обряда у русских. Со слезами невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей. |