Похоронный обряд славян |
Источник paganism.msk.ru
Простейший похоронный обряд состоит в следующем: «Аще кто умряше, творят трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику [Крада - особый костёр (крадущий из нашего мира положенные на него предметы): выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека; на 1 домовину необходимо брать в 10 раз более дров по весу; дрова должны быть дубовые или берёзовые; домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д.; нос ладьи ставят на закат солнца.] и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху [Покойника: одевают во всё белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину милодары и поминальную еду, горшок ставят в ногах покойного, покойник у вятичей должен лежать головой на запад, самым подходящим днём для похорон считается пятница - день Мокоши, поджигает старейшина, либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к краде, краду поджигают днём, на закате, чтобы покойный «видел» свет и «шёл» вслед за уходящим солнцем, внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками, после того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва: Се сва оне ыде А тужде отроще одьверзещеши врата ониа. А вейдеши в онъ - то бо есе красен Ирий, А тамо Ра-река тенце, Якова оделяшещеть Сверьгу одо Яве. А Ченслобог ученсте дне нашиа А рещет богови ченсла сва. А быте дне сварзеню Ниже быте ноще. А усекнуте ты, Бо се есе - явски. А сыи есте во дне божстем, А в носще никий есь, Иножде бог Дид-Дуб-Сноп наш... по окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге.] а посем собравши кости [у Северян, например, принято кости не собирать, а насыпать сверху малый холм, на котором устраивается тризна, бросив сверху оружие и милодары, участники тризны расходятся, чтобы набрать в шлемы земли и насыпать уже большой могильный холм.] вложаху в судину малу [глиняный горшок] и поставяху на столпе [в маленькой погребальной избушке «на курьих ножках»] на путехъ [на пути из селения к закату солнца], еже творять Вятичн и ныне [обычай ставить избушки «на курьих ножках» над могилой сохранился в Калужской области до 30-х годов XX века]». |