Свадебный обряд славян |
Источник paganism.msk.ru
По славянскому обычаю жених «похищает» невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении: «Схожахуся на игрища… и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены». Затем отцу невесты жених дает вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к вен|цу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного «зайца» (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на вен|чание. Долгое время «вен|чание» в греко-кафолической церкви с обязательной проповедью про «семейное счастье» какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим вен|чанием, ибо люди долго ещё с почтением относились к обычаям СВОИХ предков. Степан Разин, например, отменил церковное «венчание», повелев венчаться вокруг дуба. Венчание происходит после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовит в клети брачное ложе: вначале настилает снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросает кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставятся кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходит ложе с рябиновой веткой в руке. [!] 21 сноп означает «огненную страсть» (утроенная семёрка, число Огня), кунья шуба должна волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. Обратите внимание на названия зверьков, чьи шкурки используются в волшебных целях, по-видимому, ещё с общеиндоеропейских времён, если не раньше. [!] Куна (куница) - того же корня, что и латинское cunnus, норка - то же, самое, только иносказательно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку. [!] Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых, знаком плодородия. [!] Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимает младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы». […] Около невесты садятся также «глазки» - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из «глазок» держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, идут к русскому (сейчас почти не осталось, не путать с христианским) храму или священному дубу. Впереди них идут плясуньи, за ними несут каравай, на котором лежат сребреники. Позади молодых осыпало несёт чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпает невесту и жениха из чаши. Гости желают невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпает ещё и гостей. Венчает жрец (волхв), берет невесту за руку, поручает её жениху и приказывает им поцеловаться. Муж покрывает жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец дает им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пьют из чаши. Остатки мёда жених плескает в жертвенник и бросает чашу под ноги, приговаривая: «Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры». Кто первый ступит ногой на чашу, тот, по поверью, становится главой в семье. На почётном месте за свадебным столом всегда сидит деревенский знахарь или колдун. Однако он занимает почётн |